Методические разработки

Методические рекомендации для педагога по профилактике наркомании среди подростков в условиях общеобразовательной школы.

Введение

Распространение психоактивных веществ (ПАВ), особенно в молодежной среде, в том числе курительных смесей, экспансия которых на территории России началась около 10 лет назад, остро ставит вопрос об изменении позиции общества в вопросах борьбы с этой социальной болезнью. Спрос рождает огромное количество новых формул и рецептов ПАВ, возникающих в химических лабораториях с невероятной скоростью. Основным инструментом противодействия развитию нелегального бизнеса по распространению ПАВ стала система запретов на распространение и использование (принятая как в России, так и за рубежом) известных на сегодняшний день препаратов.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что курение, алкоголь, наркотики становятся частью подростковой среды, той реальностью, в которой просто запретить, употреблять подростку ПАВ, запрещать общаться с той или иной компанией, посещать дискотеки, проводить свободное время в определенных местах, невозможно. Совершенно очевидно, что система запретов служит необходимым, но отнюдь не «достаточным инструментом» для борьбы с распространением ПАВ в подростковой и молодежной среде. Важным фактором является профилактическая работа, которая поддерживается на уровне государства и осуществляется во всех социальных системах общества. Однако одной лишь целенаправленной систематической работы с подростками, как правило, недостаточно. 

Одним из важных ресурсов на пути противостояния употреблению данных веществ подростками, является поддержка ближайшего окружения (семьи) в достижении стойкого положительного эффекта. На сегодняшний день существует множество подходов, приемов, средств, технологий, а также широкий спектр возможностей инфраструктуры, которые позволяют грамотно наполнить содержание профилактических воздействий. Только общая заинтересованность семьи, школы и государства способны поставить системную преграду распространению этого пагубного явления.

Сущность понятия «профилактика наркомании»

Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды, доступа к информации и к специализированным службам помощи, помощи в приобретении жизненных навыков [6, с. 17].

Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях проводится профилактическая работа.

По мнению В.И. Кокина, профилактика злоупотребления наркотиками – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний) [3, с. 27].

Виды профилактики наркомании

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вплотную занимается проблемой наркомании, в связи с чем, выделила несколько видов ее профилактики:

  1. первичная профилактика;
  2. вторичная профилактика;
  3. третичная профилактика [1, с. 88].

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа социального педагога осуществляется с условно здоровыми подростками или с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относят подростков, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. В эту группу также входят те подростки, которые имеют генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ, особенно у подростков, первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы социального педагога должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с подростками, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманией и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса подростка, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, к общественно полезной деятельности.

В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды подростков на злоупотребление психоактивных веществ и его профилактику.

Проблеме предупреждения наркомании среди подростков в последние годы уделяется самое пристальное внимание, как специалистов медиков, так и социальных педагогов. Школы на сегодняшний день являются главным звеном в профилактической работе, которому необходимо уделять достаточно пристальное внимание, прежде всего из-за особенностей подросткового возраста.

Таким образом, при организации профилактики наркомании среди подростков, социальному педагогу следует учитывать ряд факторов:

– сформированность у подростка своего отношения к данной проблеме расходящееся с оценками и взглядами социального педагога;

– для подростков особое значение имеет общение со сверстниками, их мнение и оценки. Позиция подростка во многом формируется под их влиянием, поэтому мнение и оценки социальных педагогов оказывается менее значительным;

– подростки часто с недоверием относятся к информации о различных аспектах наркотизма, которую получают от социальных педагогов, они считаю, что информация не соответствует действительности, т.е. преувеличенна опасность наркотизации;

– далеко не все подростки осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненного успеха, самореализации, поэтому социальный педагог должен избегать навязывания готовых оценок и норм, связанных с аспектами проблемы;

– основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций в отношении проблемы. Задача социального педагога как руководителя дискуссии, обращать внимание подростков на значимые обстоятельства и факты, а не на правильное или неправильное высказывание;

– антинаркогенная информация представленная сверстниками будет иметь более действенный эффект, чем сведения, представленные социальным педагогом;

-роль ведущих, организаторов работы доверить подросткам, так как организаторские работы позволяют подросткам удовлетворить одну из основных потребностей этого возраста – чувствовать себя взрослым и проявлять себя в социальной значимой деятельности;

– следует делать акцент при объяснении подросткам негативных последствий знакомства с наркотиками на обсуждение того, как отразится это приобщение к наиболее значимым для них факторам – внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими [2, с. 128].

Методы и формы профилактики подростковой наркомании

Для профилактики подростковой наркомании используют следующие методы и формы:

  1. Проектная деятельность;
  2. Дискуссионные формы;
  3. Игры;
  4. Лекции;
  5. Система классных бесед;
  6. Активные методы обучения [5, с.74].

Проектная деятельность заключается в том, что она обеспечивает подросткам наиболее высокий уровень самостоятельности, так как они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Таким образом, не только решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотикам), но и формируются универсальные навыки (умение ставить задачи, рационально распределять свою работу, сотрудничать и т.д.).

Дискуссионные формы помогают сформировать личную позицию в отношении наркотиков, которая воспринимается подростками как значимая и интересная. К участию в дискуссии могут привлекаться родители подростков, социальные педагоги.

Игры обеспечивают всем подросткам равноправные активные роли, создают условия для проявления творческой активности. Подросток не просто воспринимает готовые суждения, а сам участвует в их формировании, поэтому они будут восприниматься им как личностно-значимые. В подростковом возрасте могут быть использованы ситуативные и ролевые игры. В ситуативной игре перед подростками поставлены конкретные задачи, и игроки не могут выходить за рамки предложенной ситуации. Эти игры используются для отработки конкретных поведенческих схем. Ролевая игра направлена на стимулирования анализа проблемы и выработки определенной позиции по отношению к наркотикам.

Лекции самые популярные формы педагогической профилактики. Представленная информация должна быть объективной и достоверной, даже из самых лучших побуждений нельзя искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от пробы наркотиков. Ведь такие преувеличения способны вызвать недоверие подростков к лектору.

Система классных бесед как один из элементов профилактики наркомании. Большое значение в профилактической работе с подростками имеет воспитательная работа в системе классных бесед. Классные беседы могут быть представлены как мотивационно-информационные, отработку навыков и принятие решений.

Активные методы обучения так же используются в антинаркотической работе. Способствуют развитию интереса у подростков, не ограничиваются умственными усилиями. На этих занятиях необходимо воспитывать такую грамотность, которая обеспечивала бы способность принимать ответственные, жизненно важные решения, гарантирующие надежное неприятие употребления наркотиков.

Таким образом, социально-педагогическую профилактику с подростками, склонными к наркомании целесообразно строить на основе идеи формирования поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий. Обеспечить реализацию данного подхода возможно на основе внедрения концептуально обоснованных форм и методов профилактической работы. Поэтому в профилактической работе социальному педагогу нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Рекомендации социальному педагогу по проведению профилактической работы

Выделить из обшей массы аудитории (группы) именно тех, кому потенциально более всего угрожает судьба наркомана, конечно трудно.  Непросто выявить и начинающего наркомана. Поэтому в антинаркотической работе следует уделять внимание всем без исключения молодым людям.

Старая истина гласит, что лучший способ узнать особенности поведения ученика — это основательно изучить его характер и наклонности, а не превращаться в беспокойного детектива, который своими действиями может оттолкнуть подростка от себя.

Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

  • как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
  • предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
  • с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
  • позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.

   Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковали, что же представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояние организма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, вы коснетесь азов обсуждаемой тематики.

  Если вы взялись обсуждать проблему распространения наркомании, избегайте голых утверждений и констатации. Это может привести к нежелательному эффекту отторжения слушателями всей последующей информации.

  Не скрывайте своего отношения к наркомании, но делайте это ненавязчиво и к месту. Излишне частое подчеркивание вашего отношения может породить мнение о предвзятости и отпугнуть аудиторию. Откровенно выскажите слушателям все, что думаете по поводу злоупотребления наркотиками, но не пытайтесь резко высмеивать чужую точку зрения. Демонстрируйте уважение к мнению других. Полезно использовать бесспорные факты и логику, объясняющие, почему вы придерживаетесь именно такой позиции. При этом желательно избегать многочисленных ссылок на авторитеты.

  Предоставьте возможность всем присутствующим активно участвовать в обсуждении, то есть высказывать свое мнение и определиться, какие поступки они намерены совершать в той или иной ситуации.

  Постарайтесь, чтобы в основу ваших доводов были положены два принципа: оригинальность и уместность.

 Давно подмечено, что наибольший эффект в концентрации внимания аудитории и запоминании материала дают факты из личной практики или связанные с жизнью вашего города, района, области.

 Если вы не можете ответить на вопросы слушателей, не стесняйтесь признаться в этом.

Заключение

Профилактика потребления наркотиков среди подростков — достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Ее необходимо строить не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства. При ее организационном построении важно помнить о законодательной и правовой регламентации антинаркотической деятельности. Здесь следует использовать положения административного, уголовного и других законодательств, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.

Для более успешной работы с несовершеннолетним потребителем наркотиков, как правило, целесообразно связаться с его родителями, указав им на желательность консультации с наркологом (можно в таких случаях воспользоваться и анонимной помощью на дому или в стационаре). Следует учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о немедицинском употреблении наркотиков подростком могут стать поводом к конфликту между учебным заведением и семьей этого подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, такие утверждения могут оказаться и серьезным психотравмирующим фактором, привести к нервному срыву у учащегося.

Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств.

Таким образом, профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призвана помочь данная работа.

Список литературы

  1. Вострокнутов, Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска : руководство для специалистов / Н.В. Вострокнутов. – Москва, 2004. – 182 с.
  2.  Родионов, А. В. Подросток и наркотики // Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними / А.В. Родионов, В. А. Родионов. – Ярославль : Академия развития, 2013. – 192 с.
  3.  Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков. – Москва : Владос, 2003. – 144 с.
  4.  Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – Москва : Академия, 2008. – 272 с.
  5.  Шилова, М. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе / М. А. Шилова. – Москва : Айрес-Пресс, 2004. – 96 с.
  6. Управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гомельского облисполкома. Методические рекомендации по профилактике наркомании. [Электрон.ресурс.]:
  7.  

Методическая служба ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1»

В условиях введения нового образовательного стандарта особую актуальность приобретает методическая работа в образовательном учреждении. В настоящее время методическая служба школы (включающая педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения) ведет работу по осмыслению инновационных идей, сохранению педагогических традиций, совершенствованию педагогического мастерства учителей, поддерживает активный новаторский поиск педагогов. Методическая служба школы является связующим звеном между деятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом.

Активное участие педагогов в работе педсоветов, методических объединений, выполнение рекомендаций методического совета школы способствует развитию профессиональной компетентности учителей, готовит их к педагогической деятельности в новых условиях.

Основные задачи методической службы школы:

1. Повышение профессионализма учителей.

2. Системное освоение новых педагогических технологий и внедрение их практику работы.

3. Обеспечение положительной динамики качества образования.

Методическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется общими принципами:

 — Теоретическая обоснованность методических действий.

 — Метапредметный подход к организации методического пространства школы.

 — Системность, согласованность идей, учет особенностей преподавания отдельных предметов при планировании методической деятельности.

 — Разнообразие форм и методов взаимодействия педагогов.

 — Открытость методических идей, форм и методов взаимодействия педагогов школы для ученической и родительской общественности.

 — Опора на креативный потенциал педагогов школы.

 — Создание условий для трансляции на разных уровнях (доклад, отчет, статья, публикация в СМИ и др.) позитивного опыта педагогов.

Содержание методической работы школы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются в зависимости от складывающейся ситуации в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе постоянно действует коллегиальный орган самоуправления педагогических работников – педагогический совет. Одной из важнейших функций педагогического совета является выбор различных вариантов содержания образования, развития и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями, форм и методов учебно-воспитательной работы с ними; рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением коррекционно-воспитательной и образовательной работы с учащимися.

С 2016–2017 учебного года ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1» постепенно вводит федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ) нового поколения для детей с умственной отсталостью и детей с нарушением слуха. Педагогический коллектив обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в современных условиях.

За период 2016–2021 годов школой накоплен определенный опыт по организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, разработаны способы его реализации на уроках и во внеурочной деятельности. В декабре 2021 года был проведен педагогический совет по теме «Основные результаты, проблемы и перспективы обучения различных категорий детей с ОВЗ первой ступени школы в соответствии с требованиями ФГОС». На заседании педсовета дана оценка результатов обучения детей по адаптированным программам с учетом требований нового стандарта (учителя начальных классов Галактионова Н. Н и Графчикова А. В.), рассмотрены вопросы преемственности в обучении детей начальной и основной школы (учитель русского языка и литературы Беляевская С. В.), отмечены успехи и выявлены педагогические трудности по реализации стандарта, выработаны предложения по организации учебных и внеурочных занятий, рекомендации по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках ФГОС.

В образовательном учреждении используются различные подходы к организации методической работы. В частности, в рамках работы методического совета и по итогам завершения участия в национальном проекте «Образование» с 08.12. по 17.12 2021г. в школе была проведена декада открытых мероприятий. Уроки и занятия внеурочной деятельности проводились учителями начальных классов (Воронцова И. А., Степухина Н. Г.), учителями-психологами (Воинова О. В., Заворуева О. С.), логопедами (Облова В. В.), учителями технологии (Александрова И. А.). При планировании уроков и занятий учитывалось максимальное использование вновь приобретенного оборудования и выполнение требований нового образовательного стандарта в обучении детей с ОВЗ и инвалидов.

Повышение квалификации педагогов – это наиболее значимое условие введения стандарта. Поэтому проведенная в школе декада открытых мероприятий имеет большое значение в формировании основных умений педагогов, необходимых для обеспечения реализации требований стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы (Приложение).

Актуальность детального изучения требований образовательного стандарта обучения детей с ОВЗ определяется нормативными актами Министерства образования РФ, документами регионального и муниципального отделов образования.

Единой методической темой образовательного учреждения «Вышневолоцкая школа-интернат №1» на 2021–2022 учебный год стало изучение вопроса

«Дальнейшее развитие и эффективное использование образовательного ресурса школы как средство повышения качества обучения и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: обеспечение качественного роста и развития учащихся посредством единой системы взаимодействия участников образовательного процесса, эффективного использования методов и средств обучения.

Для достижения поставленной цели педагогическому коллективу школы необходимо решить основные задачи:

  • Проведение методического анализа достижений планируемых результатов освоения АООП НОО детей с нарушением слуха; АООП образования обучающихся с умственной отсталостью через осмысление требований ФГОС и условий школы.
  • Выработка методических рекомендаций по изменению технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС.
  • Осуществление непрерывности сопровождения детей с ОВЗ и их семей по реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.
  • Проведение итогового оценивания достижений выпускников (с нарушением слуха) начальной ступени обучения в целях определения их готовности к продолжению образования в основной школе.

Изучив и проанализировав основную методическую тему школы, каждое объединение учителей и воспитателей разработало определенную тему.

В школе действуют несколько методических объединений. Каждое методическое объединение имеет тему, план деятельности, разработанный в соответствии с основной темой ОУ, целью и задачами, определенными методической службой школы.

Так, например,

ШМО учителей начальных классов обучающих детей с умственной отсталостью работает в 2021–2022 учебном году по теме «Повышение эффективности и качества образования учащихся с особенностями в развитии в условиях непрерывного профессионального развития педагогов».

ШМО учителей средних и старших классов обучающих детей с интеллектуальными нарушениями определило следующую тему для изучения «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»

ШМО учителей обучающих детей с нарушением слуха работает по проблеме «Обеспечение реализации требований ФГОС в образовании учащихся с нарушением слуха». Целью работы педагогов ШМО по данной проблеме является изучение направленности уроков на реализацию требований нового стандарта и анализ приёмов и средств, которые используются в обучении.

ШМО учителей, работающих с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития изучают проблему «Совершенствование педагогического мастерства по овладению новыми образовательными технологиями, методами и приемами работы с детьми c ТМНР». Цель: совершенствование и получение педагогами новых знаний в области индивидуальных подходов к коррекционной работе с детьми с ТМНР.

ШМО воспитателей работает по теме «Повышение профессионального мастерства воспитателей через личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС». Цель: Совершенствование работы воспитателя по развитию индивидуальных способностей детей, посредством современных форм воспитательного взаимодействия и применения инновационных технологий.

В планах методических объединений предусматривается организация деятельности по изучению темы в три основных этапа.

· 1 этап – теоретический — изучение разных аспектов теории вопроса;

· 2 этап – практический – осуществление связи теории с практикой: выбор и обсуждение методов и приемов, используемых в практике обучения различных категорий учащихся с ОВЗ, обмен опытом;

· 3 этап – аналитический (выявление проблем по разработанной теме, отражение положительных сторон изученного направления в обучении детей с ОВЗ, выработка рекомендаций по решению проблемы и рассмотрение перспектив в развитии по данному направлению в обучении детей с особенностями развития).

Таким образом, методическая служба образовательной организации способствует развитию и реализации профессионального творческого потенциала каждого педагога школы, педагогического коллектива в целом.

Методическая работа в школе направлена на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов, овладение технологиями и методиками учебно-воспитательного процесса, творческого применения их на уроках и во внеурочное время.

В ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1» обучаются различные категории детей с ОВЗ: нарушением слуха, речи, интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми множественными нарушениями развития.  Методическая деятельность школы основана на современных достижениях науки и практики, направлена на развитие творческого потенциала педагогов.

Приложение.

Презентация к уроку «Мир природы и человека» https://disk.yandex.ru/i/LZYCaTGFdmeO5A

В практике методической деятельности используются традиционные формы:

· Методические объединения

· Тематический педагогический совет

· Открытые уроки и внеурочные мероприятия

· Аттестационные мероприятия

· Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации

· Предметные недели

Кроме этого, используются новые формы работы:

· Мастер-классы, печатные издания (методические рекомендации), создание банка программ и авторских разработок, памяток и рекомендаций по проведению анализа педагогической̆ и управленческой деятельности по различным направлениям.

Методическая работа осуществляется через деятельность методического совета школы и методических объединений учителей. В школе-интернате работают следующие методические объединения:

Учителей, обучающих детей с нарушением слуха.

Учителей, обучающих умственно отсталых детей.

Учителей, обучающих детей на дому.

Учителей, обучающих детей с ТМНР.

Учителей-классных руководителей.

Воспитателей, работающих с глухими детьми.

Воспитателей, работающих с умственно отсталыми детьми.

В школе накоплен большой опыт работы по обучению детей с ОВЗ.

Единая методическая тема школы

«Повышение эффективности образовательного процесса детей с ОВЗ через применение современных подходов к организации образовательной деятельности»

Цель: повышение качества образования через непрерывное развитие педагогического потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС ОВЗ и воспитания личности, подготовленной к жизни.

Задачи:

Создание условий для реализации ФГОС начального образования и для поэтапного введения ФГОС основного общего образования для детей с ОВЗ.

Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.

Приоритетные направления деятельности на 2020–2023 учебные годы:

Приведение в систему работы педагогов по самообразованию.

Активизация работы по обобщению и распространению педагогического опыта творчески работающих педагогов.

Совершенствование системы мониторинга и диагностики образовательной деятельности.

Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе применения современных педагогических технологий и методов активного обучения.

Единая методическая тема прослеживается в тематике педагогических советов, школьных объединений, семинаров. В соответствии с единой темой учителя и воспитатели планируют работу по самообразованию.

 Методическое объединение учителей обучающих детей с нарушением слуха

В 2020–2021 учебном году методическое объединение завершило работу над изучением и реализацией научно-методической проблемы «Организация деятельности обучающихся по формированию УУД в формате ФГОС».

Педагоги ШМО поставили перед собой цель: изучить направленность уроков на развитие УУД и проанализировать приёмы и средства, используемые учителями.

Учитель начальных классов Графчикова А. В. «Формы работы по развитию УУД младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

Учитель русского языка и литературы Беляевская С. В.  «Как я осуществляю работу по формированию у глухих учащихся личностных УУД».

Учитель математики Богданова В. И.  «Каковы возможности предмета «Математика» в формировании УУД?»

 Методическое объединение учителей начальных классов обучающих детей с нарушением интеллекта

В 2020–2021 учебном году педагоги объединения вели работу по теме

«Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС». Из формулировки темы видно, что основной целью объединения является создание условий для профессионально-личностного роста педагогов. Совершенствованию педагогического мастерства учителей МО и достижению устойчивых положительных результатов в обучении детей с нарушением интеллекта служит изучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.  В процессе учебной деятельности педагоги ШМО продолжали изучение личностных особенностей детей, разрабатывали приемы и способы повышения их мотивации, активно использовали здоровьесберегающие образовательные технологии.

Перспективы деятельности МО в 2021-2022 учебном году:

  • проведение информационно-методических семинаров, мастер-классов для педагогов начальной и основной школы, обучающих детей с нарушениями интеллекта;
  • участие в семинарах на базе образовательных организаций, обучающих детей с интеллектуальными нарушениями;
  • разработка методических пособий по актуальным вопросам образования детей с ментальными нарушениями.
  • продолжение теоретической и практической деятельности по освоению педагогами ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Педагоги МО начальных классов заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. В ходе учебных занятий учителя целесообразно используют наглядность, реализуют основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с обучающимися. Свидетельством тому являются уроки учителей Воронцовой И.А. и Крупениной Н. А., представленные на методической странице школьного сайта.

Методическое объединение воспитателей

Воспитатели в сотрудничестве с учителями ОУ ведут целенаправленную работу по социальной реабилитации, адаптации и личностного развития детей с различными нарушениями развития. Цель этой работы — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми.

Воспитательная деятельность педагогов в школе-интернате ориентирована на создание условий для:

расширения опы­та поведения, деятельности и общения;

творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности;

позитивного отношения к окружающей действительности;

социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Воспитатели школы-интерната в 2020-2021 учебном году работали над проблемой «Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их всестороннего развития и успешной социализации».  Для этого педагоги – воспитатели решали следующие задачи:

Изучение и применение современных образовательных технологий, методов обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Разработка и использование новых форм и приемов учебной деятельности при проведении самоподготовки и внеклассных занятий.

Привлечение воспитанников к занятиям в кружках и секциях, участию в творческих конкурсах.

Создание Программы воспитания — документа, определяющего цели, задачи, принципы, направления реализации воспитательной системы школы-интерната.

WordPress Lessons