Методические разработки

Методическая служба ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1»

В условиях введения нового образовательного стандарта особую актуальность приобретает методическая работа в образовательном учреждении. В настоящее время методическая служба школы (включающая педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения) ведет работу по осмыслению инновационных идей, сохранению педагогических традиций, совершенствованию педагогического мастерства учителей, поддерживает активный новаторский поиск педагогов. Методическая служба школы является связующим звеном между деятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом.

Активное участие педагогов в работе педсоветов, методических объединений, выполнение рекомендаций методического совета школы способствует развитию профессиональной компетентности учителей, готовит их к педагогической деятельности в новых условиях.

Основные задачи методической службы школы:

1. Повышение профессионализма учителей.

2. Системное освоение новых педагогических технологий и внедрение их практику работы.

3. Обеспечение положительной динамики качества образования.

Методическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется общими принципами:

 — Теоретическая обоснованность методических действий.

 — Метапредметный подход к организации методического пространства школы.

 — Системность, согласованность идей, учет особенностей преподавания отдельных предметов при планировании методической деятельности.

 — Разнообразие форм и методов взаимодействия педагогов.

 — Открытость методических идей, форм и методов взаимодействия педагогов школы для ученической и родительской общественности.

 — Опора на креативный потенциал педагогов школы.

 — Создание условий для трансляции на разных уровнях (доклад, отчет, статья, публикация в СМИ и др.) позитивного опыта педагогов.

Содержание методической работы школы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются в зависимости от складывающейся ситуации в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе постоянно действует коллегиальный орган самоуправления педагогических работников – педагогический совет. Одной из важнейших функций педагогического совета является выбор различных вариантов содержания образования, развития и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями, форм и методов учебно-воспитательной работы с ними; рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением коррекционно-воспитательной и образовательной работы с учащимися.

С 2016–2017 учебного года ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1» постепенно вводит федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ) нового поколения для детей с умственной отсталостью и детей с нарушением слуха. Педагогический коллектив обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в современных условиях.

За период 2016–2021 годов школой накоплен определенный опыт по организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, разработаны способы его реализации на уроках и во внеурочной деятельности. В декабре 2021 года был проведен педагогический совет по теме «Основные результаты, проблемы и перспективы обучения различных категорий детей с ОВЗ первой ступени школы в соответствии с требованиями ФГОС». На заседании педсовета дана оценка результатов обучения детей по адаптированным программам с учетом требований нового стандарта (учителя начальных классов Галактионова Н. Н и Графчикова А. В.), рассмотрены вопросы преемственности в обучении детей начальной и основной школы (учитель русского языка и литературы Беляевская С. В.), отмечены успехи и выявлены педагогические трудности по реализации стандарта, выработаны предложения по организации учебных и внеурочных занятий, рекомендации по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках ФГОС.

В образовательном учреждении используются различные подходы к организации методической работы. В частности, в рамках работы методического совета и по итогам завершения участия в национальном проекте «Образование» с 08.12. по 17.12 2021г. в школе была проведена декада открытых мероприятий. Уроки и занятия внеурочной деятельности проводились учителями начальных классов (Воронцова И. А., Степухина Н. Г.), учителями-психологами (Воинова О. В., Заворуева О. С.), логопедами (Облова В. В.), учителями технологии (Александрова И. А.). При планировании уроков и занятий учитывалось максимальное использование вновь приобретенного оборудования и выполнение требований нового образовательного стандарта в обучении детей с ОВЗ и инвалидов.

Повышение квалификации педагогов – это наиболее значимое условие введения стандарта. Поэтому проведенная в школе декада открытых мероприятий имеет большое значение в формировании основных умений педагогов, необходимых для обеспечения реализации требований стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы (Приложение).

Актуальность детального изучения требований образовательного стандарта обучения детей с ОВЗ определяется нормативными актами Министерства образования РФ, документами регионального и муниципального отделов образования.

Единой методической темой образовательного учреждения «Вышневолоцкая школа-интернат №1» на 2021–2022 учебный год стало изучение вопроса

«Дальнейшее развитие и эффективное использование образовательного ресурса школы как средство повышения качества обучения и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: обеспечение качественного роста и развития учащихся посредством единой системы взаимодействия участников образовательного процесса, эффективного использования методов и средств обучения.

Для достижения поставленной цели педагогическому коллективу школы необходимо решить основные задачи:

  • Проведение методического анализа достижений планируемых результатов освоения АООП НОО детей с нарушением слуха; АООП образования обучающихся с умственной отсталостью через осмысление требований ФГОС и условий школы.
  • Выработка методических рекомендаций по изменению технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС.
  • Осуществление непрерывности сопровождения детей с ОВЗ и их семей по реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.
  • Проведение итогового оценивания достижений выпускников (с нарушением слуха) начальной ступени обучения в целях определения их готовности к продолжению образования в основной школе.

Изучив и проанализировав основную методическую тему школы, каждое объединение учителей и воспитателей разработало определенную тему.

В школе действуют несколько методических объединений. Каждое методическое объединение имеет тему, план деятельности, разработанный в соответствии с основной темой ОУ, целью и задачами, определенными методической службой школы.

Так, например,

ШМО учителей начальных классов обучающих детей с умственной отсталостью работает в 2021–2022 учебном году по теме «Повышение эффективности и качества образования учащихся с особенностями в развитии в условиях непрерывного профессионального развития педагогов».

ШМО учителей средних и старших классов обучающих детей с интеллектуальными нарушениями определило следующую тему для изучения «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»

ШМО учителей обучающих детей с нарушением слуха работает по проблеме «Обеспечение реализации требований ФГОС в образовании учащихся с нарушением слуха». Целью работы педагогов ШМО по данной проблеме является изучение направленности уроков на реализацию требований нового стандарта и анализ приёмов и средств, которые используются в обучении.

ШМО учителей, работающих с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития изучают проблему «Совершенствование педагогического мастерства по овладению новыми образовательными технологиями, методами и приемами работы с детьми c ТМНР». Цель: совершенствование и получение педагогами новых знаний в области индивидуальных подходов к коррекционной работе с детьми с ТМНР.

ШМО воспитателей работает по теме «Повышение профессионального мастерства воспитателей через личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС». Цель: Совершенствование работы воспитателя по развитию индивидуальных способностей детей, посредством современных форм воспитательного взаимодействия и применения инновационных технологий.

В планах методических объединений предусматривается организация деятельности по изучению темы в три основных этапа.

· 1 этап – теоретический — изучение разных аспектов теории вопроса;

· 2 этап – практический – осуществление связи теории с практикой: выбор и обсуждение методов и приемов, используемых в практике обучения различных категорий учащихся с ОВЗ, обмен опытом;

· 3 этап – аналитический (выявление проблем по разработанной теме, отражение положительных сторон изученного направления в обучении детей с ОВЗ, выработка рекомендаций по решению проблемы и рассмотрение перспектив в развитии по данному направлению в обучении детей с особенностями развития).

Таким образом, методическая служба образовательной организации способствует развитию и реализации профессионального творческого потенциала каждого педагога школы, педагогического коллектива в целом.

Методическая работа в школе направлена на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов, овладение технологиями и методиками учебно-воспитательного процесса, творческого применения их на уроках и во внеурочное время.

В ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1» обучаются различные категории детей с ОВЗ: нарушением слуха, речи, интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми множественными нарушениями развития.  Методическая деятельность школы основана на современных достижениях науки и практики, направлена на развитие творческого потенциала педагогов.

Приложение.

Презентация к уроку «Мир природы и человека» https://disk.yandex.ru/i/LZYCaTGFdmeO5A

В практике методической деятельности используются традиционные формы:

· Методические объединения

· Тематический педагогический совет

· Открытые уроки и внеурочные мероприятия

· Аттестационные мероприятия

· Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации

· Предметные недели

Кроме этого, используются новые формы работы:

· Мастер-классы, печатные издания (методические рекомендации), создание банка программ и авторских разработок, памяток и рекомендаций по проведению анализа педагогической̆ и управленческой деятельности по различным направлениям.

Методическая работа осуществляется через деятельность методического совета школы и методических объединений учителей. В школе-интернате работают следующие методические объединения:

Учителей, обучающих детей с нарушением слуха.

Учителей, обучающих умственно отсталых детей.

Учителей, обучающих детей на дому.

Учителей, обучающих детей с ТМНР.

Учителей-классных руководителей.

Воспитателей, работающих с глухими детьми.

Воспитателей, работающих с умственно отсталыми детьми.

В школе накоплен большой опыт работы по обучению детей с ОВЗ.

Единая методическая тема школы

«Повышение эффективности образовательного процесса детей с ОВЗ через применение современных подходов к организации образовательной деятельности»

Цель: повышение качества образования через непрерывное развитие педагогического потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС ОВЗ и воспитания личности, подготовленной к жизни.

Задачи:

Создание условий для реализации ФГОС начального образования и для поэтапного введения ФГОС основного общего образования для детей с ОВЗ.

Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.

Приоритетные направления деятельности на 2020–2023 учебные годы:

Приведение в систему работы педагогов по самообразованию.

Активизация работы по обобщению и распространению педагогического опыта творчески работающих педагогов.

Совершенствование системы мониторинга и диагностики образовательной деятельности.

Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе применения современных педагогических технологий и методов активного обучения.

Единая методическая тема прослеживается в тематике педагогических советов, школьных объединений, семинаров. В соответствии с единой темой учителя и воспитатели планируют работу по самообразованию.

 Методическое объединение учителей обучающих детей с нарушением слуха

В 2020–2021 учебном году методическое объединение завершило работу над изучением и реализацией научно-методической проблемы «Организация деятельности обучающихся по формированию УУД в формате ФГОС».

Педагоги ШМО поставили перед собой цель: изучить направленность уроков на развитие УУД и проанализировать приёмы и средства, используемые учителями.

Учитель начальных классов Графчикова А. В. «Формы работы по развитию УУД младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

Учитель русского языка и литературы Беляевская С. В.  «Как я осуществляю работу по формированию у глухих учащихся личностных УУД».

Учитель математики Богданова В. И.  «Каковы возможности предмета «Математика» в формировании УУД?»

 Методическое объединение учителей начальных классов обучающих детей с нарушением интеллекта

В 2020–2021 учебном году педагоги объединения вели работу по теме

«Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС». Из формулировки темы видно, что основной целью объединения является создание условий для профессионально-личностного роста педагогов. Совершенствованию педагогического мастерства учителей МО и достижению устойчивых положительных результатов в обучении детей с нарушением интеллекта служит изучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.  В процессе учебной деятельности педагоги ШМО продолжали изучение личностных особенностей детей, разрабатывали приемы и способы повышения их мотивации, активно использовали здоровьесберегающие образовательные технологии.

Перспективы деятельности МО в 2021-2022 учебном году:

  • проведение информационно-методических семинаров, мастер-классов для педагогов начальной и основной школы, обучающих детей с нарушениями интеллекта;
  • участие в семинарах на базе образовательных организаций, обучающих детей с интеллектуальными нарушениями;
  • разработка методических пособий по актуальным вопросам образования детей с ментальными нарушениями.
  • продолжение теоретической и практической деятельности по освоению педагогами ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Педагоги МО начальных классов заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. В ходе учебных занятий учителя целесообразно используют наглядность, реализуют основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с обучающимися. Свидетельством тому являются уроки учителей Воронцовой И.А. и Крупениной Н. А., представленные на методической странице школьного сайта.

Методическое объединение воспитателей

Воспитатели в сотрудничестве с учителями ОУ ведут целенаправленную работу по социальной реабилитации, адаптации и личностного развития детей с различными нарушениями развития. Цель этой работы — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми.

Воспитательная деятельность педагогов в школе-интернате ориентирована на создание условий для:

расширения опы­та поведения, деятельности и общения;

творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности;

позитивного отношения к окружающей действительности;

социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Воспитатели школы-интерната в 2020-2021 учебном году работали над проблемой «Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их всестороннего развития и успешной социализации».  Для этого педагоги – воспитатели решали следующие задачи:

Изучение и применение современных образовательных технологий, методов обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Разработка и использование новых форм и приемов учебной деятельности при проведении самоподготовки и внеклассных занятий.

Привлечение воспитанников к занятиям в кружках и секциях, участию в творческих конкурсах.

Создание Программы воспитания — документа, определяющего цели, задачи, принципы, направления реализации воспитательной системы школы-интерната.

WordPress Lessons