Методические разработки

Методическая работа в школе направлена на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов, овладение технологиями и методиками учебно-воспитательного процесса, творческого применения их на уроках и во внеурочное время.

В ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1» обучаются различные категории детей с ОВЗ: нарушением слуха, речи, интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми множественными нарушениями развития.  Методическая деятельность школы основана на современных достижениях науки и практики, направлена на развитие творческого потенциала педагогов.

В практике методической деятельности используются традиционные формы:

· Методические объединения

· Тематический педагогический совет

· Открытые уроки и внеурочные мероприятия

· Аттестационные мероприятия

· Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации

· Предметные недели

Кроме этого, используются новые формы работы:

· Мастер-классы, печатные издания (методические рекомендации), создание банка программ и авторских разработок, памяток и рекомендаций по проведению анализа педагогической̆ и управленческой деятельности по различным направлениям.

Методическая работа осуществляется через деятельность методического совета школы и методических объединений учителей. В школе-интернате работают следующие методические объединения:

Учителей, обучающих детей с нарушением слуха.

Учителей, обучающих умственно отсталых детей.

Учителей, обучающих детей на дому.

Учителей, обучающих детей с ТМНР.

Учителей-классных руководителей.

Воспитателей, работающих с глухими детьми.

Воспитателей, работающих с умственно отсталыми детьми.

В школе накоплен большой опыт работы по обучению детей с ОВЗ.

Единая методическая тема школы

«Повышение эффективности образовательного процесса детей с ОВЗ через применение современных подходов к организации образовательной деятельности»

Цель: повышение качества образования через непрерывное развитие педагогического потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС ОВЗ и воспитания личности, подготовленной к жизни.

Задачи:

Создание условий для реализации ФГОС начального образования и для поэтапного введения ФГОС основного общего образования для детей с ОВЗ.

Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.

Приоритетные направления деятельности на 2020–2023 учебные годы:

Приведение в систему работы педагогов по самообразованию.

Активизация работы по обобщению и распространению педагогического опыта творчески работающих педагогов.

Совершенствование системы мониторинга и диагностики образовательной деятельности.

Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе применения современных педагогических технологий и методов активного обучения.

Единая методическая тема прослеживается в тематике педагогических советов, школьных объединений, семинаров. В соответствии с единой темой учителя и воспитатели планируют работу по самообразованию.

 Методическое объединение учителей обучающих детей с нарушением слуха

В 2020–2021 учебном году методическое объединение завершило работу над изучением и реализацией научно-методической проблемы «Организация деятельности обучающихся по формированию УУД в формате ФГОС».

Педагоги ШМО поставили перед собой цель: изучить направленность уроков на развитие УУД и проанализировать приёмы и средства, используемые учителями.

Учитель начальных классов Графчикова А. В. «Формы работы по развитию УУД младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

Учитель русского языка и литературы Беляевская С. В.  «Как я осуществляю работу по формированию у глухих учащихся личностных УУД».

Учитель математики Богданова В. И.  «Каковы возможности предмета «Математика» в формировании УУД?»

 Методическое объединение учителей начальных классов обучающих детей с нарушением интеллекта

В 2020–2021 учебном году педагоги объединения вели работу по теме

«Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС». Из формулировки темы видно, что основной целью объединения является создание условий для профессионально-личностного роста педагогов. Совершенствованию педагогического мастерства учителей МО и достижению устойчивых положительных результатов в обучении детей с нарушением интеллекта служит изучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.  В процессе учебной деятельности педагоги ШМО продолжали изучение личностных особенностей детей, разрабатывали приемы и способы повышения их мотивации, активно использовали здоровьесберегающие образовательные технологии.

Перспективы деятельности МО в 2021-2022 учебном году:

  • проведение информационно-методических семинаров, мастер-классов для педагогов начальной и основной школы, обучающих детей с нарушениями интеллекта;
  • участие в семинарах на базе образовательных организаций, обучающих детей с интеллектуальными нарушениями;
  • разработка методических пособий по актуальным вопросам образования детей с ментальными нарушениями.
  • продолжение теоретической и практической деятельности по освоению педагогами ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Педагоги МО начальных классов заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. В ходе учебных занятий учителя целесообразно используют наглядность, реализуют основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с обучающимися. Свидетельством тому являются уроки учителей Воронцовой И.А. и Крупениной Н. А., представленные на методической странице школьного сайта.

Методическое объединение воспитателей

Воспитатели в сотрудничестве с учителями ОУ ведут целенаправленную работу по социальной реабилитации, адаптации и личностного развития детей с различными нарушениями развития. Цель этой работы — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми.

Воспитательная деятельность педагогов в школе-интернате ориентирована на создание условий для:

расширения опы­та поведения, деятельности и общения;

творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности;

позитивного отношения к окружающей действительности;

социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Воспитатели школы-интерната в 2020-2021 учебном году работали над проблемой «Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их всестороннего развития и успешной социализации».  Для этого педагоги – воспитатели решали следующие задачи:

Изучение и применение современных образовательных технологий, методов обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Разработка и использование новых форм и приемов учебной деятельности при проведении самоподготовки и внеклассных занятий.

Привлечение воспитанников к занятиям в кружках и секциях, участию в творческих конкурсах.

Создание Программы воспитания — документа, определяющего цели, задачи, принципы, направления реализации воспитательной системы школы-интерната.

________________________________________________________________________

WordPress Lessons